Комментарии
Первое сочинение инока Епифания о собственной жизни, то, что в научной
литературе принято именовать его автобиографическай Запиской, было издано
Н. Субботиным в 1885 г.1
Это сочинение, написанное около 1666 г., стало зародышем Жития, создававшегося
между 1667-1676 гг. В 1889 г. А. К. Бороздин впервые опубликовал Житие
Епифания по одному из его поздних списков2.
Затем в 1912 г. Житие издал Я. Л. Барсков в своей книге "Памятники первых
лет русского старообрядчества"3.
В 1963 г. вышла в свет книга А. Н. Робинсона, в которой научная публикация
Жития Епифания по всем известным на тот момент спискам сопровождалась самым
серьезным его текстологическим исследованием4.
Следующим научным изданием Жития стала публикация, осуществленная Н. Ф.
Дробленковой в книге "Пустозерский сборник"5.
В 1989 г. Н. Ф. Дробленкова опубликовала Житие в предпоследнем томе серии
"Памятники литературы Древней Руси"6.
Как выясняется из текстологических исследований7,
Житие Епифания дошло до нас в двух редакциях: ранней (до 1671 г.) и более
поздней (до 1676 г.). При этом более поздняя редакция сохранилась, помимо
неавторских списков, в списках, являющихся автографами самого Епифания,
это списки из рукописей: Института русской литературы (Пушкинский Дом)
АН, Древлехранилище, собр. В. М. Амосова - А. Ф. Богдановой, N 169 (здесь
помещена только I часть Жития); Библиотеки Академии Наук, собр. В. Г. Дружинина,
N 746 (Пустозерский сборник Дружинина; тоже имеет только I часть Жития);
Института русской литературы (Пушкиский Дом) АН, Древлехранилище, ОП, оп.
24, N 43 (Пустозерский сборник Заволоко; имеет и I и II части Жития).
Мы публикуем Житие Епифания по Пустозерскому сборнику
И. Н. Заволоко (Пушкинский Дом, Древлехранилище, ОП, оп. 24, N 43, л. 116-190).